![]() ![]() |
Переселенческий пункт г. Владивостока26 мая 1861 г. вступили в силу «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». В соответствии с ними Амурская и Приморская области были объявлены правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет». Естественно, переселенцам предоставлялись определенные льготы. Наступил первый этап организованного переселения. Группами, а иногда и целыми деревнями, пешком (телеги везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких) два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. ![]() И здесь оседали насовсем. Тогда появились в южном Приморье селения Шкотово (1865 г.), Камень-Рыболов и Астраханка (1866 г.), Синельниково (1868 г.), Михайловка (1870 г.), Константиновка и Полтавка (1876 г.) А в последующие годы и другие. Предложение заселить Южно-Уссурийский край, перевозя переселенцев морем, внес генерал-губернатор Восточной Сибири Д.Г. Анучин. Проект был одобрен в Государственном Совете. Вторым этапом заселения Южно-Уссурийского края занималась переселенческое управление. С установлением в 1882 году регулярных рейсов Одесса – Владивосток пароходами Добровольного флота основная масса переселенцев стала прибывать в Приморье морским путём. ![]() Теперь на дорогу уходило от 40 до 50 дней, в зависимости от погоды. Льготы для казеннокоштных крестьян были разнообразны: помимо ссуд и прочего, переселенцам давали пару лошадей или быков, одну корову, семена для полевых и огородных посевов, предметы хозяйственного обзаведения (28 названий разных орудий земледелия, плотничьи инструменты, печные и дверные наборы, ведра, квашни, сита). Кроме того, были намечены расходы: 70.000 руб. на постройку бараков во Владивостоке и 10 тыс. руб. на устройство склада домашних и хозяйственных орудий для продажи переселенцам и выдаче им в долг. Кто занимался вопросами переселения?Все вопросы о переселении находились в ведении генерал-губернатора, военного губернатора Приморской области и состоящего в их подчинении Южно-Уссурийского переселенческого управления (прекратившего свое существование с 1 января 1899 г.). Во Владивостоке для «морских» переселенцев на полуострове Шкота вокруг сопки Крестопоклонной (Крестовой) построили специальный поселок: 13 бараков, больницу и два склада сельхозинвентаря. ![]() Конечно, условия временного проживания были далеки от благоустроенного быта. Каждый барак был 34 метра в длину, шесть - в ширину и до потолка два метра - рукой достать. С двух сторон нары, пол настелен только в проходе. Остальное во дворе. В бараке две русские печки, для тепла и приготовления еды, и две "голландки" для тепла. Здесь же располагались контора переселенческого чиновника. Каковы были условия переезда и устройства на местах «морских» переселенцев?На их долю выпала счастливая случайность: во главе
Южно-Уссурийского управления поставлен был Федор Федорович Буссе – человек исключительный по своим
нравственным качествам. Всю жизнь он занимался тщательным изучением Южно-Уссурийского
края, знал его лучше других, с величайшей ![]() По окончании сходки, переселенцы, желавшие идти для выбора будущего жилья, приглашались в переселенческое управление для получения проходного вида и указаний, которые могли им понадобиться. Обычно отправлялись в ходоки по одному человеку от каждой семьи, а иногда и больше. Оставшиеся в бараках семьи заняты были трудной работой: сушили имущество, напитавшееся влагой. Это время было периодом свадебных торжеств в бараках: венчались молодые пары, сосватанные в пути. Своекоштные переселенцы нанимались в город на временные работы, а казеннокоштные обязаны были заниматься выгрузкой привезенного для них провианта и вещей. По утверждении за переселенцами наделов, они забирали свои семьи и двигались на участки. Таким образом, пребывание семей переселенцев в бараках на Эгершельде длилось от 1 до 4 недель и затем на пароходах, шаландах и лошадях люди двигались устраиваться на новых местах. ![]() Но иногда налетевший тайфун и разливы рек заставляли переселенцев задерживаться в барачном городке на длительный срок. Болели и умирали взрослые, болели и умирали дети. Постепенно склон сопки Крестопоклонной, у подножья которой были построены бараки, стали покрывать кресты кладбища переселенцев, а сопку переименовали в Крестовую. Гостеприимный прием земляков-переселенцевВот как описывается встреча земляков, будущих жителей с. Майхе (ныне с. Штыково), отправившихся на неизведанные земли весной 1884 г., на страницах книги В.В. Колягина «Шкотово: дорога из прошлого в будущее»: «… Пароход [«Россия»] бросил якорь у входа в бухту Золотой Рог. Пассажиров на лодках начали доставлять на берег, где стояло десять недавно построенных деревянных бараков. Около одного из них Остап ожидал своих земляков. Этот барак на время карантина был отведен для группы переселенцев из Кажанов. В нем была печь для приготовления пищи, двухъярусные нары с соломенными матрацами, подушками и с дерюжными одеялами. Как только лодка коснулась берега, Остап Шелупайко, не скрывая радости, пригласил всех в барак. В центре его стоял большой обеденный стол, на котором стараниями Остапа было разложено все для встречи родных ему людей, ради которых он почти год жил в Приморье. В глиняных чашках разной величины были кушанья, приготовленные из продуктов, которые только можно было купить во Владивостоке в середине весны. Все прибывшие, особенно женщины, с любопытством смотрели на тонкие ломтики ярко красной соленой кеты, на поджаренную до румяной корочки свежую корюшку, на тушеную в томатном соусе камбалу, отваренную и запеченную с луком картошку, на соленые грузди, обильно политые растительным маслом, на сушеный кишмиш, на котлеты из оленины и дикого кабана. Было видно, что Остап изо всех сил старался показать кажановцам, что те правильно сделали, переехав на Дальний Восток…». Передвижение по «чугунке»
Жилищные условияПо прибытию на участок большинству
переселенцев приходится обеспечить себя на
Использованная литература:1. Богданов Д. Путеводитель по Владивостоку и промыслы Приморской области, Камчатки и Сахалина. – Владивосток, 1909. – С.С.26, 42-45. 2. Приамурье. Факты. Цифры. Наблюдения. – М., 1909. – С. 118-126;811-814; 831-832. 3. Колягин В.В. Шкотово: дорога из прошлого в будущее. Ч. 1. – Владивосток, 2012. – С. 55-56. 4. Филатов Ю.Г. Переселяться. Кому, куда и зачем? // Утро России. – 2006. – 18 апр. 5. Фотографии : Переселенческий билет (№ 92), Пароход «Петербург» (№ 94), Крестьяне-переселенцы в бараке на Эгершельде (№ 95), Канцелярия Переселенческого управления (№ 96), переселенцы в бухте Ольга (№ 98) // Старый Владивосток : Фотоальбом. - Владивосток, 1992; Двухэтажный сибирский вагон; Переселенцы на остановочном пункте // Родина. – 2012. -№ 4. – С.75; Переселенцы из Малороссии в Южно-Уссурийском крае // Встречь солнца. Из истории освоения Дальнего Востока: Фотоальбом. – Владивосток, 1998. - С. 208. Наверх |